Я часто обнаруживаю себя бьющимся головой об стену какой-то задачи или ситуации:

  • пытался замотивировать/научить сотрудника, который плохо подходит для этой роли, а у него как не получалось, так и не получается
  • пытался нанять конкретного человека на позицию, а он никак не соглашался, тратил на это время тонну времени и энергии
  • вкладывал деньги и энергию в бизнес, продукт которого был никому не нужен [ох, знали бы вы, сколько проектов я пристрелил]

При этом, периодически я попадаю в такие сетапы, в которых всё происходит само собой. Мне почти не нужно прикладывать усилия, то что мне важно, просто случается. Я и все участники кайфуем в процессе.

Например, так у меня живут:

  • курс по кастдеву, который прошли уже 4500 человек и заказывали 30+ компаний. Мой мозг постоянно доваривает новые части фреймворка, я получаю удовольствие в процессе
  • Focus Calendar, приложение календаря, которое будет экономить 8+ часов и с UX'ом уровня Telegram/Superhuman. В любую свободную минутку я сажусь за рисование драфтов будущего интерфейса и описание работ клиентов. К команде присоединяются оч классные ребята и все кайфуют.
  • Мета, в которой нам удалось выстроить хорошие процессы и рабочую атмосферу. Ребятам, кажется, нравится работать в Мете. Много начинающих специалистов хотять попасть в команду Меты.

Конечно, в курсе, Мете и Focus Calendar было много ситуаций и точек, в которых я бился головой об стену и ничего не происходило.

Хочу порассуждать что отличает ситуации и задачи, когда всё случается само собой от ситуаций, когда приходиться тратить много энергии, но результата нет.

Начну издалека

Энтропия, бессердечная ты сука

Два года назад, я начал научно-популярно изучать энтропию, с тех пор я пытаюсь найти правила и принципы про то как можно использовать энтропию для своих целей, ведь это одна из самых мощных сил во вселенной [если не самая мощная].

Энтропия—мера необратимого рассеивания энергии [wiki]. Энтропия—одна из немногих физических величин, напрямую связанная с направлением течении времени: в прошлом энтропия была ниже, в будущем энтропия будет выше. Наименьшее значение было за мгновение до большого взрыва, наибольшим значением будет тепловая смерть вселенной—состояние, в котором во вселенной не будет свободной термодинамической энергии, то есть процесс увеличения энтропии остановится. И вся вселенная идёт из состояния максимального порядка [большой взрыв] к максимальному хаосу [тепловая смерть вселенной].

Вот неплохой ролик объясняющий что такое энтропия.

Энтропия и жизнь

Один из важных вопросов, на который наука ищет ответ—как случился переход от неорганической материии к первым органическим соединениям, которые, в итоге, превратились в адски сложную машину, которая снимает тиктоки, запускает ракеты в космос и пишет эту статью.

Джереми Ингланд, физик из MIT выдвинул теорию [1, 2, все его пейперы в Google Scholar], зарождениее первых органических молекул является следствием вселенной стремиться лучше распределять энергию. В моделировании [важно: живых экспериментов не было, только компьютерное моделирование из законов физики], Джереми воспроизводил самоорганизацию неорганической материи в простейшие органические соединения. Фишка этих простейших органических соединений в том, что они лучше распределяют получаемую ими энергию в виде потока фотонов, чем исходные неорганические соединения из которых они образовывались. В моделировании Ингланд увидел крайне важный процесс: органические молекулы создают свои копии. Один из способов лучше поглощать энергию—создавать копии молекул, которые уже это делают достаточно хорошо. Эволюция, приветики!

Чем в терминах энтропии является жизнь?

Растение, которое поглощает солнечный свет, с помощью фотосинтеза производит сахара и испускает инфракрасный свет, менее концентрированную форму энергии. Общий уровень энтропии вселенной увеличивается в процессе фотосинтеза. Хотя само растение сохраняет свою форму.

Человек—идеальный агент энтропии. Мы сжигаем тонны ископаемого топлива, чтобы поддерживать жизнь в своих клетках и создавать всё более сложные системы, увеличиваем общую энтропию во вселенной.

То есть жизнь—это сущность, которая снижет локальную энтропию [каждая новая версия айфона—объект с возрастающим порядком], для того, чтобы увеличивать глобальную энтропию [кажное новое поколение айфона позволяет людям выполнять больше сценариев, увеличивая глобальную энтропию].

Похоже, мы агенты энтропии. Мои гипотезы: бизнес/капитализм—это конструкты, придуманные человеком, которые ещё лучше увеличивают локальный порядок и увеличивают глобальную энтропию. Прибыль—предиктор энтропии, показатель насколько успешно бизнес распределяет энергию.

Основной принцип создания продуктов—выполнять работы клиентов за меньшее количество усилий со стороны клиента. А это позволяет агенту энтропии—чилавеку—освободить время, чтобы выполнить больше разных работ, то есть лучше разгонять глобальную энтропию :)

Ключевой тезис: в самой сути вселенной есть сила [энтропия], которая помогает создавать больше бизнесы и решать разные задачи. Если знать как эта сила устроена и использовать её в своих целях, можно делать больше бизнесы и легче решать задачки.

Гравитация, бессердечная ты сука, спасибо за помощь

Теперь, погрузимся в гравитацию. Гравитация—«универсальное фундаментальное взаимодействие между материальными телами, обладающими массой» [wiki].

Главное, что нужно знать—в пространстве и времени физические объекты всегда движутся по прямой. Объекты с массой искривляют пространство и время таким образом, что в визуально наблюдаемой нами вселенной происходят такие явления как:

  • движение спутников по эллиптическим орбитам вокруг земли
  • движение планет и комет вокруг солнца по эллиптическим орбитам
  • ... и тонна других нелинейных типов взаимодействия объектов между собой

Наиболее близкая визуальная аналогия—изогнутый колодец ткани пространтва-времени. А объект, попадающий в этот колодец, начинает постепенно скатываться по спиралевидной траектории так, чтобы оказаться вплотную с объектом, искривляющим пространство и время. Вот, хорошая визуализация этого процесса 👇

Чилавеки придумали как использовать гравитацию для разгона спутников. Называется Гравитационный манёвр [Gravity Assist]: способ изменить траекторию и, если нужно, ускорить/замедлить спутник.

Теперь, от спутников, перейдём к бытовым применениям:

  • ходьба и бег человека и всех животных, по-сути является перемещением по горизонтальной поверхности с использованием гравитации с перемещением конечностей так, чтобы силы сопротивления при подставлении ног позволяли человеку/животному перемещаться по горизонтали [по плавным арочкам] и не падать на землю. Человеку приходится тратить довольно много энергии. Мышцы бёдер и голеней—самые объёмные и одни из самых сильных в организме.
  • движение автомобиля так же использует гравитацию, только условных «ног» в колесе [условно] бесконечно много, поэтому движение плавное. Из сопротивлений—трение колеса о землю, трение кузова о воздух. Потом чилавек прикрутил к колесу двигатель внутреннего сгорания и понеслось.

Ключевой тезис: эволюция и человечество придумали как использовать гравитацию чтобы быстрее и эффективнее перемещаться из точки A в точку Б.

Мне нравится метафора автомобиля:

  • автомобиль используя гравитацию и эффективно тратя энергию [топливо/заряд аккумулятора] передвигает человека туда, куда ему нужно и как нужно
  • интерфейс автомобиля с гравитацией—колесо
  • то, что позволяет быстрее и эффективнее двигаться в нужную сторону—двигатель. То, что преобразовывает один вид энергии: кинетическую энергию взрыва в двигателе внутреннего сгорания в крутящий момент карданного вала и, в итоге, крутящий момент колёс
  • в случае с энтропией, в отличие от реального мира, «автомобиль» может ехать с бесконечной горы вниз [в обычном мире спуск с горы рано или поздно закончится, но в нашем случае окончание спуска—тепловая смерть вселенной, а это 10^100 лет от текущего момента, нашему бизнесу точно хватит :)], а может упереться в стенку гаража и вхолостую жечь топливо и ресурс компонентов.

Интересненько! Ваня, мне зачем это всё знать?

У меня крепнет ощущение, что энтропию можно научиться применять  для бытовой жизни и для бизнеса так же, как мы научились через колесо и двигатели использовать гравитацию, чтобы перемещаться куда нужно.

У меня интуитивно стало зарождаться это ощущение полтора года назад, когда я начал изучать энтропию. Харитон Матвеев в моём подкасте высказал ту же самую мысль. Сейчас это ощущение довольно крепко, просто я ещё не нашёл применимых законов. И этим постом я хочу высказать несколько гипотез таких правил и послушать вашу обратную связь.

Цель—понять какие механизмы и особенности внутри структур, управляемых энтропией помогают двигаться так же, как наклон туловища помогает начать движение и форма колеса помогает минимизировать потери энергии при движении. И, в идеале, изобрести «колесо» и «двигатель» и понять каким вообще должен быть устроен «автомобиль» чтобы передвигаться быстро и эффективно с моим бизнесом и моей личной жизнью.

Декомпозирую факторы

Главный предиктор энтропии в капитализме—прибыль. Я вспомнил и декомпозировал ситуации и проекты, в которых всё происходило само собой, продукты и бизнесы росли и все кайфовали в процессе. Кажется, ключевые силы:

  1. Интерес человека
  2. Опыт человека
  3. Фит людей к ролям
  4. Культура
  5. Потребность рынка
  6. Эффективное использование паттернов работы систем в свою пользу
  7. .. [что-то, что я забыл или не учёл]

Если приземлить на метафору автомобиля, то мы получим что:

  1. Интерес человека—двигатель. Двигатель может быть маленький и экономичный, а может быть огромным монстром, который двигает танкер
  2. Опыт человека—это коробка передач.
  3. Фит людей к ролям—это каким топливом заправлять двигатель.
  4. Культура—это уровень инженерии отдела проектирования автомобилей. Наши инженеры вообще умеют проектировать автомобили и ставить в них правильные двигатели?
  5. Потребность рынка—это дороги, по которым двигаются наши автомобили. Это скалистые горы или хайвей с уклоном.  
  6. Знание и эффективное использование паттернов работы систем—это завод, с помощью которого мы строим автомобили эффективнее, быстрее и красивее. Это карта, по которой мы находим классную дорогу и выезжаем куда нам нужно.

Интерес человека

Кажется, самое важное, что вообще может случиться с бизнесом/задачей, чтобы бизнес рос, а задача решалась—искренний, любопытный и сильный интерес человека.

Абсолютно все бизнесы, которые были созданы и выросли в монстров с капитализацией больше триллиона долларов—были созданы и развивались людьми, которые искренне горели своим делом, они день за днём просыпались и тратили много времени, энергии и нервов на то, чтобы проблемы решались, конкуренты побеждались и бизнес рос.

За запретом на продажу алкоголя [«сухой закон»] в США стоял один человек: Wayne B. Wheeler. Введение закона привело к «привело к огромному росту числа преступных организаций, в том числе современной американской мафии и различных других криминальных группировок, занимавшихся контрабандой и нелегальным производством и распространением спиртных напитков — бутлегерством. Массовое пренебрежение к закону также было взаимосвязано с безудержной коррупцией среди политиков и в рядах полиции» wiki. Сильная мотивация и энергия одного человека изменила жизни десятков миллионов и запустила каскад массивных процессов.

Мы знаем много исторических личностей, которые меняли ход истории и влияли на судьбы миллиардов людей: Мартин Лютер Кинг, Ленин, Сталин, Линькольн, Маркс, Адам Смит, Маск...

Конкретно применимо к энтропии используя метафору того, как человечество использует гравитацию в своих целях, интерес—это «двигатель» внутри бизнеса. Если допустить, что бизнес и капитализм работают внутри системы энтропии, то интерес человека—то, что двигает бизнес быстрее, то, что заставляет его расти.

Как я могу применять интерес человека чтобы мой бизнес рос и мои задачки решались

Кажется, тут алгоритм довольно простой:

  1. Важно найти то, что интересно мне и делать это, и не делать то, что не интересно
  2. Нанимать в свой бизнес людей, которым интересно делать то, что они делают, давать им задачки, которые им интересны и не давать задачки, которые им неинтересны

Про то, как найти свой интерес в последнее время рассуждает много умных ребят, приведу несколько ссылок и подходов:

  1. Мой подкаст с Ильёй Мутовиным про то как найти свой интерес
  2. Лекция Ильи Мутовина про корневую мотивацию
  3. Тантра и медитация очень хорошо помогают повысить чувствительность к своему телу и эмоциям и, в итоге, научиться разделять что мне интересно, а на что идёт отторжение
  4. Сепарация от родителей приводит к тому, что человек начинает жить из своих ценностей, установок и интереса. Одна из причин кризиса среднего возраста—разочарование в жизни, которая была построена на родительских установках и установках социума, которые достались человеку в детстве.
  5. Подкаст с Димой Мацкевичем, в котором Дима рассказывал про внутреннюю машинку бегущую за интересом

Опыт человека

Допустим, мы планируем сделать обучающий симулятор как у Олега Якубенкова. Мы нанимаем редактора, который всю жизнь пишет тексты, кайфует от этого и он счастлив работать в роли, которую мы ему предложили. Интерес человека адский, это лютый двигатель W24 на 3000 лошадиных сил.

Но опыта у него немного, он не писал сценарии для игр, он не знаком с тем, как строится обучение взрослых людей.

По-сути, мощный двигатель интереса редактора подключен к коробке переключения передач с отвратительным КПД [кпд—соотношение энергии  выходящей из преобразователя к поданной на вход преобразователя] в несколько процентов. То есть интереса на 3000 лошадиных сил, а после преобразования опыта в 2% остаётся 60 лошадиных сил.

Если мы наймём опытного редактора с такой же мотивацией, то мы получим иметь адскую мощу, которая выдаёт результат с огромной скоростью.

Опыт—это то, что улучшает преобразование интереса в продажи.

И именно этим интересны опытные специалисты и топ-менеджеры: это ребята, которые умеют преобразовывать свою мотивацию в результат с низкими потерями.

Фит людей к ролям

Тут всё довольно просто: если человека прут задачки, которые он делает—мощность «двигателя» в системе энтропии будет максимальным. Если человеку неинтересно—если вы наняли топового дизайнера из Notion на отрисовку баннеров и бесконечные лендинги, его «двигатель» будет сбоить, так как он предназначен для работы на высококтановом гоночном топливе, а вы заливаете в него тракторное дизельное топливо.

При найме:

  1. Важно изучать мотивацию человека работать в конкретной роли
    • например, я на интервью спрашиваю «как ты пришёл к тому, чтобы писать тексты [если интервьюирую на роль редактора]», «зачем ты пишешь тексты? Что тебе это даёт?»Важно изучать мотивацию человека работать в конкретной роли: например, я на интервью спрашиваю «как ты пришёл к тому, чтобы писать тексты [если интервьюирую на роль редактора]», «зачем ты пишешь тексты? Что тебе это даёт?»
    • я спрашиваю «какие у тебя хобби и пет-прожекты?», если они совпадают с его профессиональной ролью—это идеальная мотивация и возможный фит
  2. Важно дать попробовать человеку себя в этой роли
    • для этого хорошо работают тестовые дни и недели, в которых человек не идёт на риск «увольняюсь с текущей работы и не факт что я подойду новой команде и мне понравится», а работодатель без хард коммита к конкретному сотруднику продолжает смотреть других кандидатов
  3. Не ищите просто лучших людей на рынке, ищите подходящих под ваши конкретные задачи
    • часто, задачки особенные и своеобразные. Вам нужно следить за тем, полезно ли питаются ваши сотрудники? Или вам нужно настроить машинку по майнингу фотографий лиц людей всех доминирующих национальностей? Не ищите просто классных специалистов, а ищите тех, кому интересны именно ваши задачки

Культура

Культура—это то, кого мы нанимаем, кого увольняем и кого повышаем. Это то, как себя ведут топ-доги: основатели и CEO .

Я сейчас смотрю на культуру как на высокоуровневое программирование, базовые принципы, людей с каким поведением мы нанимаем, чтобы они делая то, что делали раньше, максимально быстро растили бизнес.

То есть, это то, из каких принципов инженеры нашего автомобильного завода [основатели, CEO и топ-менеджеры] строят автомобили. Они вообще понимают что существуют люди с разными интересами, разными подходами к работе? Что существуют токсичные люди, которые могут отравлять коммуникацию и разрушать коллективы? Что существует такое явление как споры, конфликты, политика? И что нам нужно двигаться быстро, экологично друг к другу и достигать результата. Или в бесконечном потоке выполнения KPI'ев мы это всё забыли, потеряли ценных сотрудников и закрылись, так как потеряли сегмент конкурентам.

Потребность рынка

Бизнес—игра с ненулевой суммой. Соревнования, драка, спор—игры с нулевой суммой. Кто-то выигрывает и кто-то проигрывает. Не может быть двух победителей.

👆Мировой валовый внутренний продукт, источник: statista.com

Благодаря тому, что человечество всё лучше и хитрее создаёт продукты, всё эффективнее добывает и преобразовывает энергию и материю, мировой ВВП растёт последние несколько сот лет и ускоряется в последние десятилетия.

И поскольку сегменты (читай, люди объединённой общей работой в фреймворке Jobs To Be Done) постоянно появляются и изменяются, всегда есть место для нового продукта.

Теперь к потребностям клиентов: людям постоянно что-то нужно. Мы хотим быть любимыми и за этим покупаем абонементы в фитнес-центры, дорогие шмотки и аксессуары, мы хотим чувствовать себя классно и за этим пьём алкоголь, занимаемся сексом и катаемся на быстрых автомобилях. Мы хотим чувствовать связь с другими людьми и за этим платим за возможность общаться, за возможность быть причастным к обществам через сообщества и клубы.

Допустим, команда, решила сделать новый продукт. И его можно создавать из фантазий и галлюцинаций основателей, не изучив, есть ли люди которые раньше выполняли эту работу, платили ли они за неё, сталкиваются ли они с проблемами при выполнении этой работы. Это главная причина провала стартапов. Такой подход ощущается как попытка вкатить тяжеленный шар в гору. Всё против нас: клиентам не нужно, инвесторы не дают вам денег, из команды уходят люди.

Но если мы нашли сегмент клиентов с очень важной для них работой. Они платят много денег за выполнение этой работы [например, обучение детей в США] и страдают при выполнении этой работы. И если мы сделаем продукт, который выполнит для них эту работу лучше, они могут начать покупать ваш продукт с такой скоростью, что мы будем в ужасе пытаться понять как обеспечить такой спрос.

Michael Seibel объясняет как ощущается Product/Market Fit: всё о чём ты думаешь «господи, как мне справиться с валом клиентов? я не справлюсь и это убъёт мой бизнес».

Всё что нужно сделать: начать искать такую высокую гору [много людей с важной для них работой, при этом они страдают но продолжают платить много денег], поставив на которую вашу машину, она САМА начнёт очень быстро катиться. Мы можем подлить туда топлива в виде инвестиций в продвижение и машина поедет ещё быстрее.

В такой машине всем кайфово:

  • основатели видят что их бизнес приближается к тому образу будущего, к которому они мечтали прийти изначально
  • инвесторы счастливы, что получат свои 20-100 иксов на вложенные деньги
  • команде дико интересно работать на живом и растущем организме

Знание и эффективное использование паттернов работы систем в свою пользу

Это набор ментальных моделей, знание про особенности клиентских сегментов и бизнес-моделей, знаний про взаимодействие людей между собой, которые позволяют всему механизму работать эффективнее. Я не мастер спорта в этом, поэтому просто перечислю подходы, которые укладываются сюда

  1. Процесс создания продукта «Working Backwards» Амазона
  2. Теория Ограничений
  3. ABCDX-сегментация
  4. Типичные бизнес-модели и их особенности и точки приложения усилий [видео из Startup School YC, хотя тут лучший источник—курс Ильи Красинского Product Heroes]
  5. подходы к анализу поведения клиентов: AARRR, Unit-Economics,..
  6. Аналитическое, критическое и системное мышление
  7. ...

В метафоре автомобиля—это эффективность различных систем:

  • навигатора, который показывает куда ехать и где поворот на дорогу с бóльшим уклоном, чтобы мы тратили меньше энергии на то, чтобы двигаться с бóльшей скоростью
  • всех передаточных механизмов
  • систем считывания информаций: больше камер, лидаров и различных сенсоров
  • качества принимаемых решений, на какую дорогу нам поворачивать
  • ...

Результат

Если все мои гипотезы и допущения верны [жизнь—агент энтропии, бизнес—конструкт для ускорения роста энтропии, прибыль—предиктор уровня энтропии], то возможно с помощью энтропии «падать» в нужную нам сторону.

Нахрена жечь двигатель, топливо и коптить воздух, пытаясь проехать через полуметровую стену гаража продавая никому не нужны продукт с командой, которая ненавидит свою работу и друг друга?

Ведь можно не сопротивляясь, не борясь с ветряными мельницами, а заведя мощный двигатель мотоцикла или автомобиля, немного разогнавшись, начать катиться под склон горы, кайфуя от управления на серпантине.