Рецензия и тезисы из книги Free by Chris Anderson

Люблю мотоциклы и классные интерфейсы.

Делаю Мету и Focus Calendar, обо мне

post.title

Бесплатно, без смс

Рецензия и тезисы из книги Free by Chris Anderson: важная книга про бизнес-модели и концепты вокруг Free: как и почему наш мозг любит всё бесплатное и как на этом заработать.
21 апреля, 2020
7/10

Главное

  • Крис разбирает много примеров маркетинга XX века: бесплатная вода со льдом в торговом центре по пути к достопримечательности, дешёвые станки Gilette и дорогие лезвия к ним [эта хрень тянется с 1903 года, прикиньте!], расцвет радио и телевидения.
  • Помимо бизнес-модели Free, Крис разбирает кейсы кардинального удешевления стоимости транзистора и мегабайта и как компании зарабатывали на гипотезе о том, что стоимость вычисления и хранения будет снижаться
  • Книга написана в 2009 году, капитализация гугла $40 млрд, фейсбук ещё совсем кроха, Крис приводит примеры Flickr за $25, такие примеры очень быстро устаревают :(
  • Видно, что книга написана журналистом [чувак из Wired], поэтому в книге много историй и мало применимых кейсов
  • При этом, концепт очень важный и даже такая устаревшая и не очень применимая книга важна.

Основные бизнес-модели вокруг Free

  1. Субсидирование одного продукта за счёт продажи другого: половина продукта очень дешёвая, а на второй мы заработаем.
    • Gillette субсидирует станки для бритв, зарабатываем на бритвах
    • Microsoft субсидирует часть стоимости игровой приставки, зарабатывает на играх
    • Walmart субсидирует продажу DVD, зарабатывает на продаже стиральных машинок
  2. Рынок с тремя участниками: пока ты у нас, третьи ребята попробуют тебе что-то продать.
    • Facebook, YouTube, Google бесплатно дают тебе контент и сервисы, зарабатывают на рекламодателях, которые откручивают тебе рекламу
  3. Freemium: игра бесплатная, но чтобы кайфануть сильнее ты можешь заплатить. Большая часть не платит, но из-за масштаба те несколько % что заплатят оплатят весь банкет.
    • Freemium игры дают практически бесплатный доступ ко всей игре [нужна железная выдержка, чтобы полностью пройти игру не разу не заплатив] и 99-95% людей не платят. Платящие 1-5% окупают разработку игры и генерят прибыль.
  4. Изначально не денежные отношения: тут о деньгах вообще речи не идёт.
    • Wikipedia
    • Народная карта от Яндекса, Wikimapia и OpenStreetMap
    • Всё, что не требует и не просит денег, взамен предлагает какое-то эмоциональное поощрение

Тезисы

  • Закон Сохранения Привлекательных Прибылей Клейтона Кристесена: когда продукт становится коммодити [продукт, который не отличается между поставщиками, стиральный порошок от Tide аналогичен стиральному порошку другой марки] процесс декоммодитизации часто запускается где-то еще в цепочке создания стоимости.
  • В середине 20 века большая часть компаний из списка ста самых дорогих компаний США добывали что-то из-под земли и перерабатывали в то, что можно носить или как-то использовать. Все эти товары стали коммодити и теперь в топ100 находятся компании, которые зарабатывают на интеллектуальном слое над этими коммодити
  • “Бесплатно”—генерит непропорционально большое внимание клиентов и готовность купить даже в сравнении с очень низкой стоимостью. В эксперименте Dan Ariely, который он упоминает в книге Predictably Irrational, людям предлагали купить шоколадки Lindt за 15 центов и конфеты Hershey’s Kisses за 1 цент. Lindt выбирали 73%. Когда цена обеих шоколадок снизилась на 1 цент, 69% выбирали Kisses, хотя оставалась та же самая разница в 14 центов.
  • Во всех покупках, которые мы совершаем, есть выгода и потеря. Мы сравниваем получим ли мы за те деньги, что мы платим сравнимую или большую выгоду. Когда товар не стоит ничего, мозг не видит потерь и транзакция совершается значительно легче.
  • Простая информация, которой в изобилии стремится стать бесплатной. Дорогая информация стремится быть дорогой: пост в блоге и электронная книга бесплатны. Выступление автора книги для вашей компании и анализ вашей компании через компетенции автора стоит дорого.
    • телефонные компании чаржат тебя за возможность разговаривать, но не за сам разговор
    • провайдеры продают получить доступ ко всей информации интернета, но не за содержание
    • бары и пабы бесплатно предоставляют возможность общаться друзьям [обмениваться информацией], чаржат за лубрикант разговоров—пиво
  • Гугл выбирает Free как основную бизнес-модель, потому что она позволяет добиться максимально возможной дистрибуции её продуктов, так как стоимость дистрибуции битов равна нулю. Эрик Шмидт называет эту стратегию «max strategy»
  • Почти всегда итоговой валютой оказывается время, поэтому в freemium-играх молодые игроки, у которых много времени и мало денег играют бесплатно. Возрастные игроки, у которых есть деньги и мало времени платят [:) один из самых важных инсайтов книги для меня]