Это не "полезный" пост в обычных терминах моего блога.

Хочу поделиться своей страстью и важной частью моей идентичности: любовью к мотоциклам. И, конкретно, любовью к мотоциклам Harley-Davidson. Расскажу про то, каким сложным путём я пришёл к своему первому мотоциклу, как попробовал первый харли, как у меня развилась терминальная стадия Harley-Davidson головного мозга.

Расскажу в чём я нахожу кайф в мотоциклах и немного про то, как ездить в дождь и в пробках.

Предыстория

Техника—очень важная часть моей идентичности и любви. Все мои тетрадки в детстве были изрисованы машинками. В 13 лет я провёл лето на транспортной базе, работая водителем погрузчика: рагружал и загружал машины и это был невероятный кайф для 13-летнего пацана.

Тогда же, папа пригнал из Владивостока Toyota HiLux Surf с мопедом в багажнике "на сдачу" и я начал гонять на 50-кубовой табуретке. Но мама в какой-то момент стала ругаться на меня за то, что я на нём катаюсь и я прекратил это :(.

С 18 лет я поменял 6 машин, проехал 500 000 километров, гонял в украинский Крым раз пять, в Питер не сосчитать сколько раз. В общем, меня хлебом не корми, дай укатить куда-нибудь.

Всё это время у меня было жгучее желание освоить мотоцикл, но почему-то никак к этому не приходил. На Бали и в Тайланде, конечно, я катался на 125-кубовых мопедах и всё было ОК, но мопед != мотоцикл. И в 2015 году я решил "всё, строю свой мотоцикл" [нет, блин, купить готовый].

Одностволка

Многие мотоциклисты знают Балийское ателье Deus Ex Machina, в котором ребята строят странные, смешные и красивые мотоциклы

часть мотоциклов Deus Ex

Среди их мотоциклов был один особенный, который восхищал меня больше других—Dominari

Deus Ex Dominari

Мне очень нравится общая геометрия мотоцикла: трапеция клетки поднята над землёй и равноудалена от обоих колёс, нет ничего лишнего.

В Россию доставить и растаможить получалось очень дорого, поэтому я решил построить такой же.

"Построить мотоцикл" =

  1. Найти механика, который возьмётся за постройку байка
  2. Сделать эксиз будущего мотоцикла
  3. Определиться с "донором" [исходным мотоциклом, который ляжет в основу будущего мотоцикла]
  4. Найти и купить донора в адекватном состоянии
  5. Разобрать донора
  6. Модифицировать раму или сварить с нуля
  7. Заказать все компоненты: вилку, трубочки, провода, фару, лампочки, резину, выхлоп, ручки..
  8. Собрать всю эту радость, по пути решившись на пачку компромиссов

Я нашёл механика и 3D-дизайнера, который сделает геометрически близкую модель будущего мотоцикла.

донор для одностволки

В процессе поиска донора наткнулись на Suzuki XF 650 Freewind 2000 года в хорошем состоянии. Главное в этом мотоцикле—650-кубовый одноцилиндровый двигатель. Фишка одноцилиндрового двигателя—очень прикольная кривая момента: на открытие рукоятки газа он очень живо откликается и резво пуляет.

3D-шник стал делать модель отталкиваясь от геометрии фривинда.

первые модели будущей одностволки

Главное на чём мы фокусировались—старались поднять трапецию рамы как можно дальше от колёс, при этом не сильно жертвуя удобством. В итоге, пришли к такой модели:

Параллельно шёл мучительный процесс заказа разных компонентов, переварки рамы, который растянулся на полтора года из-за синдрома фрилансера механика.

собрали частично переваренную раму и вилку от Yamaha R6, чтобы пристреляться к геометрии

Одно из ключевых решений, которое мы приняли в процессе сборки—мы выбрали внедорожную резину с ОЧЕНЬ высоким протектором.

слепили бак и внедорожную резину

В итоге, получился вот такой кукушонок:

Визуально он был далёк от идеала: странная форма бака, бак высоко стоит, да и у бака блевотный цвет, колхозный плексиглаз, слишком сильно бросается в глаза рама.

Как мотоцикл на каждый день он не очень удобен:

  • в дождь на нём приходилось быть внимательным: контакт резины с асфальтом у него меньше, чем у обычного мотоцикла из-за протектора
  • задняя подвеска оказалась жёсткой и короткоходной
  • между кожзамом и поролоном мы забыли вставить полиэтилен, поэтому после дождя в поролоне было много воды. Если мне нужно было куда-то поехать, я клал полотенце на сидушку и ехал сидя на полотенце :)

При этом, я дичайше кайфовал катаясь на нём. Я чувствовал, что это МОЙ мотоцикл, в котором каждая деталь выстрадана месяцами размышлений и переделок.

На следующий сезон я нашёл нового механика Вову [если вам нужно обслуживать харли или построить кастом—советую Вову], с которым мы решили привести в порядок кукушонка.

Решили перекрасить раму в чёрный, вилку в золотой, заменить плексиглаз металлическими пластинами.

Перекрасили раму
собрали

И во втором сезоне кукушонок превратился в прекрасного чёрта:

Я на нём сейчас практически не катаюсь, так как спортстер и электричка значительно удобнее для ежедневной езды. Сейчас одностволка для меня—скорее объект искусства.

Спортстер

На второй сезон я решил взять более удобный мотоцикл для ежедневной езды. Выбирал исключительно по внешнему виду. Японцев почти сразу отбросил, итальянцев решил смотреть в случае, если больше ничего не найду.

И сначала я влюбился в Triumph Bobber

*пускает слюни*

Эстетически, это один из самых красивых мотоциклов, который можно купить в стоке [сток = с завода, не кастом].

Поехал к дилеру, посидел на нём и понял, что для меня он не удобен: подножки и руль слишком далеко, сидишь сильно согнувшись.

И тут я увидел Harley-Davidson Sportster 48

И я понял: это он! Купил его весной 2018 года и по текущий момент это мой мотоцикл для ежедневной езды.

Я ничего не знал про бренд Harley-Davidson до покупки, кроме общекультурного "ну это круто", и это подарило мне чудо изучения странностей мотоциклов Harley-Davidson.

Дело в том, что до 2018 года харли делали плохие мотоциклы в сравнении с конкурентами. Если вы раньше ездили на BMW, Honda, Yamaha, Suzuki, после одной поездки на спортстере вы будете плеваться и недоумевать: как вообще люди это покупают.

У туристических мотоциклов харли до 2012 года и крузеров до 2018 года была слишком мягкая рама, что не позволяло уверенно проходить повороты на любой скорости и было ощущение, что мотоцикл под тобой пластилиновый [у спортстера, кстати, с рамой всё в порядке, рулится офигенно].

И первые километры на спортстере я чувствовал, что совершил ошибку, ведь мотоцикл и правда странный:

  • на холостых оборотах он ТРЯСЁТСЯ как вибростенд. С ростом оборотов ситуация становится чуть лучше, но вибрация не исчезает
  • очень тугое сцепление. В первые дни сезона устаёт левая рука
  • первая передача врубается с громким стуком, как будто молотком бьёшь по наковальне
  • качество сборки очень низкое. Ощущение, как будто его выпустили на заводе УАЗа.
  • Куда ни плюнь, везде ЖЕЛЕЗО
  • В первом сезоне у него постоянно вылезали мелкие болячки: то сигнализация глючит, то клеммы акуумулятора отходят, то трубочка безобака отходит и протекает бензин..

Но потом происходит магия. И в езде на спортстере мозг находит кайф.

Оказывается [в случае мотоциклов до 2018 года и всех спортстеров], харли продаёт не мотоциклы, а ощущение управления диким зверем. Строптивым, хрипящим, трясущимся зверем.

И в этом много удовольствия.

Спустя два сезона я всё больше люблю свой спортстер и стараюсь кататься на нём каждый день с 1 марта по 31 октября [главное, чтобы не было льда на асфальте].

У всех харли [кроме Street Rod, Street 750, Sportster 883] большие двигатели. У спортстера объём 1200 см^3, у софтейлов 1800 см^3. У софтейлов из коробки всё очень хорошо с мощностью и крутящим моментом, у спортстера 96 нм крутящего и около 60 лошадиных сил. То есть двигателя хватает для адекватного ускорения до 100 километров в час, но потом ускорение снижается до автомобильного. И это классно, так как на спортстере тяжелее разъебаться, чем на высокоборотистых японцах, которые сохраняют ускорение и после 100.

Харли тяжёлые, тяжелее конкурентов и это тоже плюс. Выше масса -> выше кинетическая энергия -> мотоцикл стабильнее на скорости -> безопаснее ехать по неровным дорогам, при боковом ветре и при перестроениях.

Из-за низкого центра тяжести на спортстере идеально прошивать пробки. Вообще, даже когда Москва стоит мёртво, на спортстере можно доехать в любую точку Москвы за полчаса, так как ты спокойно едешь в междурядье.

В общем, спортстер для меня—спокойный мотоцикл на каждый день.

За 2018-2019 годы я немного доработал его:

поставили СЕДЛО вместо стоковой тоненькой сидушки и бак на 12 литров вместо 6-литрового стокового бака. Плюс, sissy bar и задний багажник [нет фотографий] для дальняков.

мой любимый ракурс

В 2018 году я скатал на нём в лагерь Камчатка в Эстонии с 50+ килограммами груза и поездка далась оч кайфовой.

Электричка

В прошлом году я планировал большое путешествие по Европе и для него купил Harley-Davidson Electra Glide 2012 года с пробегом в 40 000 км.

Поначалу, он показался мне очень тяжёлым в управлении: электричка с двумя людьми весит под 500 килограмм, на руле пластиковый обвес, электроника и приборы, поэтому руль тяжёлый.

Поездка в Европу обломалась, я немного на нём покатался и ушёл на зиму расстроенный, что купил неподходящий мне мотоцикл.

НО!

В этом мае, я приноровился к другой геометрии руления и оказалось, что он управляется не сложнее спортстера, и идеален для пустых дорог и дальняков.

Он мощнее спортстера [двигатель 1800+ кубов], 120-140км/час—кайфовая крейсерская скорость, на которой мотоцикл очень стабилен, практически нет ветра и можно пилить и пилить.

Очень жду, когда страны Европы начнут открывать границы и хочу поехать в Европу этим летом. Как минимум, на Камчатку поеду на нём.

Какой мотоцикл будет следующим?

Харли с 2018 года делают оч кайфовую линейку крузеров Softail: крепкая рама, новый двигатель Milwaukee Eight и я разрываюсь что же брать следующим: Softail Slim [как спорстер, только больше и мощнее], Sport Glide [подходит для дальняков] или Fat Bob [просто чёрт]

Вчера узнал, что в 2021 году харли выпустят Harley-Davidson Future Custom

Сейчас для меня это самый красивый мотоцикл в линейке Харли. Возможно, для дальних поездок я оставлю электричку, а Future Custom будет для ежедневной езды по городу. Главное, чтобы он не был слишком мощным.

Как я езжу

Я езжу в любую погоду, как только сходит лёд и дневная температура доходит до +7˙C. Мотоцикл—это универсальный транспорт для одного-двух человек в городе. Невозможность возить грузы решается вызовом и сопровождением такси до нужной точки.

Для дождя есть непромокаемые штаны и перчатки. В дождь ездить нужно аккуратнее, правила простые:

  1. Очень аккуратно открывать газ и в целом тошнить 40-50
  2. Не открывать газ на разметке, зебрах и в поворотах.
  3. В поворотах тошнить на первой
  4. На тормозной путь закладывать Х2 сухого пути
  5. Тормозить одновременно и передним и задним колёсами. Если у вас нет проскальзывающего сцепления [у спортстера нет]—двигателем тормозить опасно, можно словить юз заднего колеса. И не тормозить на разметке
  6. На трамвайных путях вообще быть собранным, так как во время пересечения рельса колесо контачит ТОЛЬКО с металлом, это скользко как лёд
  7. Невероятно кайфовать от преодоления стихии. Чувствуешь себя Посейдоном

Этикет с водителями автомобилей

  • В пробках и при медленном траффике я езжу не больше +20 км/час скорости потока, чтобы не сильно пугать водителей машин.
  • Я езжу только между крайним левым и вторым слева рядом, чтобы водители во втором слева ряду не шугались влево-вправо от мотоциклистов, которые с обеих сторон объезжают их
  • Слишком громкий выхлоп всех раздражает. При этом, умеренно громкий выхлоп предупреждает водителя машины, что приближается мотоциклист
  • В городе не стоит шнырять между рядами при скорости потока 40+ км/час, водителей машин это сильно раздражает

Но мотоцикл это очень опасно!

Безусловно, аварийность и смертность мотоциклистов в разы выше, чем у автомобилистов.

Хорошая новость в том, что в статистике 3/4 аварий и смертей приходятся на значительное превышение скорости и алкоголь. То есть если ездить по правилам и не пить, то аварийность снижается до более-менее приемлемой.

Я не советую осваивать мотоцикл, если у вас нет хотя бы трёх сезонов за рулём автомобиля и 100+k пробега, так как нейроночки ещё слабо обучены видеть опасные ситуации на дороге.

НЕ БЕРИТЕ ПЕРВЫМ МОТОЦИКЛОМ ЛИТРОВЫЙ СПОРТБАЙК! Вообще, я не знаю зачем люди в городе покупают спортбайки, это же тупо билет в один конец до ближайшего столба/стены/другой машины.

Первый мотоцикл можно брать 125-250-максимум 400 кубов. Так как кривая Даннинга-Крюгера очень быстро постарается вас убить. На 250-кубовом дохлике у неё это будет получаться очень плохо.

За сезон бывает в среднем 3-4 опасные ситуации, каждую из которых видно заранее и можно оттормозиться, отъехать от неадеквата.

В общем, ездите по правилам, не гоняйте, не берите мощные мотоциклы.

Для меня кайф в разы перевешивает [безусловно, высокий] риск.