Это не "полезный" пост в обычных терминах моего блога.
Хочу поделиться своей страстью и важной частью моей идентичности: любовью к мотоциклам. И, конкретно, любовью к мотоциклам Harley-Davidson. Расскажу про то, каким сложным путём я пришёл к своему первому мотоциклу, как попробовал первый харли, как у меня развилась терминальная стадия Harley-Davidson головного мозга.
Расскажу в чём я нахожу кайф в мотоциклах и немного про то, как ездить в дождь и в пробках.
Предыстория
Техника—очень важная часть моей идентичности и любви. Все мои тетрадки в детстве были изрисованы машинками. В 13 лет я провёл лето на транспортной базе, работая водителем погрузчика: рагружал и загружал машины и это был невероятный кайф для 13-летнего пацана.
Тогда же, папа пригнал из Владивостока Toyota HiLux Surf с мопедом в багажнике "на сдачу" и я начал гонять на 50-кубовой табуретке. Но мама в какой-то момент стала ругаться на меня за то, что я на нём катаюсь и я прекратил это :(.
С 18 лет я поменял 6 машин, проехал 500 000 километров, гонял в украинский Крым раз пять, в Питер не сосчитать сколько раз. В общем, меня хлебом не корми, дай укатить куда-нибудь.
Всё это время у меня было жгучее желание освоить мотоцикл, но почему-то никак к этому не приходил. На Бали и в Тайланде, конечно, я катался на 125-кубовых мопедах и всё было ОК, но мопед != мотоцикл. И в 2015 году я решил "всё, строю свой мотоцикл" [нет, блин, купить готовый].
Одностволка
Многие мотоциклисты знают Балийское ателье Deus Ex Machina, в котором ребята строят странные, смешные и красивые мотоциклы
Среди их мотоциклов был один особенный, который восхищал меня больше других—Dominari
Мне очень нравится общая геометрия мотоцикла: трапеция клетки поднята над землёй и равноудалена от обоих колёс, нет ничего лишнего.
В Россию доставить и растаможить получалось очень дорого, поэтому я решил построить такой же.
"Построить мотоцикл" =
- Найти механика, который возьмётся за постройку байка
- Сделать эксиз будущего мотоцикла
- Определиться с "донором" [исходным мотоциклом, который ляжет в основу будущего мотоцикла]
- Найти и купить донора в адекватном состоянии
- Разобрать донора
- Модифицировать раму или сварить с нуля
- Заказать все компоненты: вилку, трубочки, провода, фару, лампочки, резину, выхлоп, ручки..
- Собрать всю эту радость, по пути решившись на пачку компромиссов
Я нашёл механика и 3D-дизайнера, который сделает геометрически близкую модель будущего мотоцикла.
В процессе поиска донора наткнулись на Suzuki XF 650 Freewind 2000 года в хорошем состоянии. Главное в этом мотоцикле—650-кубовый одноцилиндровый двигатель. Фишка одноцилиндрового двигателя—очень прикольная кривая момента: на открытие рукоятки газа он очень живо откликается и резво пуляет.
3D-шник стал делать модель отталкиваясь от геометрии фривинда.
Главное на чём мы фокусировались—старались поднять трапецию рамы как можно дальше от колёс, при этом не сильно жертвуя удобством. В итоге, пришли к такой модели:
Параллельно шёл мучительный процесс заказа разных компонентов, переварки рамы, который растянулся на полтора года из-за синдрома фрилансера механика.
Одно из ключевых решений, которое мы приняли в процессе сборки—мы выбрали внедорожную резину с ОЧЕНЬ высоким протектором.
В итоге, получился вот такой кукушонок:
Визуально он был далёк от идеала: странная форма бака, бак высоко стоит, да и у бака блевотный цвет, колхозный плексиглаз, слишком сильно бросается в глаза рама.
Как мотоцикл на каждый день он не очень удобен:
- в дождь на нём приходилось быть внимательным: контакт резины с асфальтом у него меньше, чем у обычного мотоцикла из-за протектора
- задняя подвеска оказалась жёсткой и короткоходной
- между кожзамом и поролоном мы забыли вставить полиэтилен, поэтому после дождя в поролоне было много воды. Если мне нужно было куда-то поехать, я клал полотенце на сидушку и ехал сидя на полотенце :)
При этом, я дичайше кайфовал катаясь на нём. Я чувствовал, что это МОЙ мотоцикл, в котором каждая деталь выстрадана месяцами размышлений и переделок.
На следующий сезон я нашёл нового механика Вову [если вам нужно обслуживать харли или построить кастом—советую Вову], с которым мы решили привести в порядок кукушонка.
Решили перекрасить раму в чёрный, вилку в золотой, заменить плексиглаз металлическими пластинами.
И во втором сезоне кукушонок превратился в прекрасного чёрта:
Я на нём сейчас практически не катаюсь, так как спортстер и электричка значительно удобнее для ежедневной езды. Сейчас одностволка для меня—скорее объект искусства.
Спортстер
На второй сезон я решил взять более удобный мотоцикл для ежедневной езды. Выбирал исключительно по внешнему виду. Японцев почти сразу отбросил, итальянцев решил смотреть в случае, если больше ничего не найду.
И сначала я влюбился в Triumph Bobber
Эстетически, это один из самых красивых мотоциклов, который можно купить в стоке [сток = с завода, не кастом].
Поехал к дилеру, посидел на нём и понял, что для меня он не удобен: подножки и руль слишком далеко, сидишь сильно согнувшись.
И тут я увидел Harley-Davidson Sportster 48
И я понял: это он! Купил его весной 2018 года и по текущий момент это мой мотоцикл для ежедневной езды.
Я ничего не знал про бренд Harley-Davidson до покупки, кроме общекультурного "ну это круто", и это подарило мне чудо изучения странностей мотоциклов Harley-Davidson.
Дело в том, что до 2018 года харли делали плохие мотоциклы в сравнении с конкурентами. Если вы раньше ездили на BMW, Honda, Yamaha, Suzuki, после одной поездки на спортстере вы будете плеваться и недоумевать: как вообще люди это покупают.
У туристических мотоциклов харли до 2012 года и крузеров до 2018 года была слишком мягкая рама, что не позволяло уверенно проходить повороты на любой скорости и было ощущение, что мотоцикл под тобой пластилиновый [у спортстера, кстати, с рамой всё в порядке, рулится офигенно].
И первые километры на спортстере я чувствовал, что совершил ошибку, ведь мотоцикл и правда странный:
- на холостых оборотах он ТРЯСЁТСЯ как вибростенд. С ростом оборотов ситуация становится чуть лучше, но вибрация не исчезает
- очень тугое сцепление. В первые дни сезона устаёт левая рука
- первая передача врубается с громким стуком, как будто молотком бьёшь по наковальне
- качество сборки очень низкое. Ощущение, как будто его выпустили на заводе УАЗа.
- Куда ни плюнь, везде ЖЕЛЕЗО
- В первом сезоне у него постоянно вылезали мелкие болячки: то сигнализация глючит, то клеммы акуумулятора отходят, то трубочка безобака отходит и протекает бензин..
Но потом происходит магия. И в езде на спортстере мозг находит кайф.
Оказывается [в случае мотоциклов до 2018 года и всех спортстеров], харли продаёт не мотоциклы, а ощущение управления диким зверем. Строптивым, хрипящим, трясущимся зверем.
И в этом много удовольствия.
Спустя два сезона я всё больше люблю свой спортстер и стараюсь кататься на нём каждый день с 1 марта по 31 октября [главное, чтобы не было льда на асфальте].
У всех харли [кроме Street Rod, Street 750, Sportster 883] большие двигатели. У спортстера объём 1200 см^3, у софтейлов 1800 см^3. У софтейлов из коробки всё очень хорошо с мощностью и крутящим моментом, у спортстера 96 нм крутящего и около 60 лошадиных сил. То есть двигателя хватает для адекватного ускорения до 100 километров в час, но потом ускорение снижается до автомобильного. И это классно, так как на спортстере тяжелее разъебаться, чем на высокоборотистых японцах, которые сохраняют ускорение и после 100.
Харли тяжёлые, тяжелее конкурентов и это тоже плюс. Выше масса -> выше кинетическая энергия -> мотоцикл стабильнее на скорости -> безопаснее ехать по неровным дорогам, при боковом ветре и при перестроениях.
Из-за низкого центра тяжести на спортстере идеально прошивать пробки. Вообще, даже когда Москва стоит мёртво, на спортстере можно доехать в любую точку Москвы за полчаса, так как ты спокойно едешь в междурядье.
В общем, спортстер для меня—спокойный мотоцикл на каждый день.
За 2018-2019 годы я немного доработал его:
поставили СЕДЛО вместо стоковой тоненькой сидушки и бак на 12 литров вместо 6-литрового стокового бака. Плюс, sissy bar и задний багажник [нет фотографий] для дальняков.
В 2018 году я скатал на нём в лагерь Камчатка в Эстонии с 50+ килограммами груза и поездка далась оч кайфовой.
Электричка
В прошлом году я планировал большое путешествие по Европе и для него купил Harley-Davidson Electra Glide 2012 года с пробегом в 40 000 км.
Поначалу, он показался мне очень тяжёлым в управлении: электричка с двумя людьми весит под 500 килограмм, на руле пластиковый обвес, электроника и приборы, поэтому руль тяжёлый.
Поездка в Европу обломалась, я немного на нём покатался и ушёл на зиму расстроенный, что купил неподходящий мне мотоцикл.
НО!
В этом мае, я приноровился к другой геометрии руления и оказалось, что он управляется не сложнее спортстера, и идеален для пустых дорог и дальняков.
Он мощнее спортстера [двигатель 1800+ кубов], 120-140км/час—кайфовая крейсерская скорость, на которой мотоцикл очень стабилен, практически нет ветра и можно пилить и пилить.
Очень жду, когда страны Европы начнут открывать границы и хочу поехать в Европу этим летом. Как минимум, на Камчатку поеду на нём.
Какой мотоцикл будет следующим?
Харли с 2018 года делают оч кайфовую линейку крузеров Softail: крепкая рама, новый двигатель Milwaukee Eight и я разрываюсь что же брать следующим: Softail Slim [как спорстер, только больше и мощнее], Sport Glide [подходит для дальняков] или Fat Bob [просто чёрт]
Вчера узнал, что в 2021 году харли выпустят Harley-Davidson Future Custom
Сейчас для меня это самый красивый мотоцикл в линейке Харли. Возможно, для дальних поездок я оставлю электричку, а Future Custom будет для ежедневной езды по городу. Главное, чтобы он не был слишком мощным.
Как я езжу
Я езжу в любую погоду, как только сходит лёд и дневная температура доходит до +7˙C. Мотоцикл—это универсальный транспорт для одного-двух человек в городе. Невозможность возить грузы решается вызовом и сопровождением такси до нужной точки.
Для дождя есть непромокаемые штаны и перчатки. В дождь ездить нужно аккуратнее, правила простые:
- Очень аккуратно открывать газ и в целом тошнить 40-50
- Не открывать газ на разметке, зебрах и в поворотах.
- В поворотах тошнить на первой
- На тормозной путь закладывать Х2 сухого пути
- Тормозить одновременно и передним и задним колёсами. Если у вас нет проскальзывающего сцепления [у спортстера нет]—двигателем тормозить опасно, можно словить юз заднего колеса. И не тормозить на разметке
- На трамвайных путях вообще быть собранным, так как во время пересечения рельса колесо контачит ТОЛЬКО с металлом, это скользко как лёд
- Невероятно кайфовать от преодоления стихии. Чувствуешь себя Посейдоном
Этикет с водителями автомобилей
- В пробках и при медленном траффике я езжу не больше +20 км/час скорости потока, чтобы не сильно пугать водителей машин.
- Я езжу только между крайним левым и вторым слева рядом, чтобы водители во втором слева ряду не шугались влево-вправо от мотоциклистов, которые с обеих сторон объезжают их
- Слишком громкий выхлоп всех раздражает. При этом, умеренно громкий выхлоп предупреждает водителя машины, что приближается мотоциклист
- В городе не стоит шнырять между рядами при скорости потока 40+ км/час, водителей машин это сильно раздражает
Но мотоцикл это очень опасно!
Безусловно, аварийность и смертность мотоциклистов в разы выше, чем у автомобилистов.
Хорошая новость в том, что в статистике 3/4 аварий и смертей приходятся на значительное превышение скорости и алкоголь. То есть если ездить по правилам и не пить, то аварийность снижается до более-менее приемлемой.
Я не советую осваивать мотоцикл, если у вас нет хотя бы трёх сезонов за рулём автомобиля и 100+k пробега, так как нейроночки ещё слабо обучены видеть опасные ситуации на дороге.
НЕ БЕРИТЕ ПЕРВЫМ МОТОЦИКЛОМ ЛИТРОВЫЙ СПОРТБАЙК! Вообще, я не знаю зачем люди в городе покупают спортбайки, это же тупо билет в один конец до ближайшего столба/стены/другой машины.
Первый мотоцикл можно брать 125-250-максимум 400 кубов. Так как кривая Даннинга-Крюгера очень быстро постарается вас убить. На 250-кубовом дохлике у неё это будет получаться очень плохо.
За сезон бывает в среднем 3-4 опасные ситуации, каждую из которых видно заранее и можно оттормозиться, отъехать от неадеквата.
В общем, ездите по правилам, не гоняйте, не берите мощные мотоциклы.
Для меня кайф в разы перевешивает [безусловно, высокий] риск.