Тезисы из первого видео YCombinator Startup School 2019.
- Типичные инвесторы пытаются найти косяки в твоей идее, продукте, команде, и таким образом они лишь демонстрируют свой интеллект
- Клёвые инвесторы (и YC ^^) на самом деле никогда не будут искать недостатки в вашем продукте, рынке, а будут стараться найти что-то, что может помочь вашей компании вырасти ещё быстрее и они будут вам в ответ питчить свои идеи как вы сможете вырасти ещё быстрее. Клёвые инвесторы никогда
- Для нас (YC), стартап—это компания, созданная для быстрого роста
- Главная гипотеза стартапа—это гипотеза как стартап может быстро расти
Три части идеи стартапа
- Проблема—на каком рынке вы работаете? Какую потребность вы решаете?
- Решение—какую гипотезу решения вы тестируете прямо сейчас?
- Инсайт—почему именно ваш стартап выстрелит. Что в вас особенного? Какое у вас нечестное преимущество?
Проблема
Проблема должна быть:
- У большого количества людей—выбирая проблемы, которые есть у бóльшего количества людей, вы увеличиваете Total Addressable Market для вашего стартапа
- Растущей—изменения в мире должны способствовать тому, чтобы у большего количества людей возникала эта проблема
- Безотлогательной—люди должны стремиться найти решение для этой проблемы прямо сейчас, не откладывая // тут мучительно умирают трекеры прививания привычек
- Дорогой—чем тяжелее последствия от откладывания или не решения проблемы, тем больше денег люди будут готовы заплатить за продукт, который избавляет их от этой проблемы. Обязательной—нет возможности отложить решение проблемы // например, отдать ребёнка в садик, заплатить налоги, починить любимую машину
- Частотной—люди должны сталкиваться с этой проблемой как можно чаще, это даёт вам много возможностей сконвертить лидов в ваш продукт // тут вспоминаем архетипичный кейс с приложением-маркетплейсом эвакуаторов
У вашей проблемы быть ХОТЯ БЫ ОДНА из этих свойств проблемы. Чем больше свойств, тем лучше.
Прим. Ивана: По этой лекции сделали калькулятор в Google Sheets, в котором вы можете занести чиселки по каждой из свойств проблемы, которую решает ваш продукт и увидеть насколько важна для людей ваша проблема.
Идеальная проблема
- Есть более чем у 1 миллиона человек
- Количество людей с этой проблемой растёт на 20% год к году
- Total Adressable Market измеряется миллиардами долларов
- В этой индустрии изменился закон
- Люди должны справляться с этой проблемой много раз в день
Решение
Ради бога, не начинайте с решения! Начните с проблемы! У нас в YC есть термин для таких стартапов: SISP—Solution In Search of a Problem. Очень часто основатели берут какую-то технологию (например, блокчейн) и пытаются её куда-то применить. Это супер-неэффективный способ создать быстро растущий стартап, так как вы потратите оочень много времени на поиск проблемы и потом скорректировать ваш продукт под эту проблему.
Инсайт/Нечестное преимущество
У вашего стартапа должно быть нечестное преимущество и оно должно объяснять как вы быстро вырастите. И у вас должно быть хотя бы одно такое нечестное преимущество.
Нечестные преимущества:
- Основатели—являетесь ли вы супер-экспертами в теме, в которой вы собираетесь сделать продукт. Если у вас есть докторская степень, исследования и патент в биотехнологиях И вы делаете про это стартап, поздравляем, у вас есть нечестное преимущество
- Рынок—растёт ли рынок на 20% год к году. Если это единственное ваше нечестное преимущество, вам нужно искать ещё одно нечестное преимущество, так как на этом рынке вы будете рубиться не одни
- Продукт—является ли ваш продукт лучше конкурентов в 10 раз? Реагируют ли ваши клиенты «Боже, офигеть, какой крутой продукт, он в 10 раз лучше других продуктов!!!», поздравляем, у вас нечестное преимущество в продукте
- Бесплатное привлечение—если вы расчитываете только на платное привлечение, инвесторы дисконтируют такие стартапы, так как через некоторое время в платные каналы придут конкуренты и вам придётся несладко. Пытайтесь с самого первого дня решить задачку «Как мы можем получать клиентов бесплатно». Если вы вообще не понимаете как это делать, про это будет отдельная лекция в YC Startup School
- Монополия—Когда ваша компания будет расти, сможете ли вы становиться всё сильнее на рынке и вас будет тяжелее выбить из рынка благодаря сетевым эффектам или другим защитным механизмам
И ещё два фактора на которые я обращаю внимание
- Может ли команда построить продукт?—я не очень много внимания уделяю этому фактору
- Умеете ли вы продавать? Умеете ли вы рассказывать истории—это очень важный фактор, на который я обращаю пристальное внимание
Примеры
YCombinator
Wufoo