Тезисы из первого видео YCombinator Startup School 2019.

  • Типичные инвесторы пытаются найти косяки в твоей идее, продукте, команде, и таким образом они лишь демонстрируют свой интеллект
  • Клёвые инвесторы (и YC ^^) на самом деле никогда не будут искать недостатки в вашем продукте, рынке, а будут стараться найти что-то, что может помочь вашей компании вырасти ещё быстрее и они будут вам в ответ питчить свои идеи как вы сможете вырасти ещё быстрее. Клёвые инвесторы никогда
  • Для нас (YC), стартап—это компания, созданная для быстрого роста
  • Главная гипотеза стартапа—это гипотеза как стартап может быстро расти

Три части идеи стартапа

  1. Проблема—на каком рынке вы работаете? Какую потребность вы решаете?
  2. Решение—какую гипотезу решения вы тестируете прямо сейчас?
  3. Инсайт—почему именно ваш стартап выстрелит. Что в вас особенного? Какое у вас нечестное преимущество?

Проблема

Проблема должна быть:

  1. У большого количества людей—выбирая проблемы, которые есть у бóльшего количества людей, вы увеличиваете Total Addressable Market для вашего стартапа
  2. Растущей—изменения в мире должны способствовать тому, чтобы у большего количества людей возникала эта проблема
  3. Безотлогательной—люди должны стремиться найти решение для этой проблемы прямо сейчас, не откладывая  // тут мучительно умирают трекеры прививания привычек
  4. Дорогой—чем тяжелее последствия от откладывания или не решения проблемы, тем больше денег люди будут готовы заплатить за продукт, который избавляет их от этой проблемы. Обязательной—нет возможности отложить решение проблемы // например, отдать ребёнка в садик, заплатить налоги, починить любимую машину
  5. Частотной—люди должны сталкиваться с этой проблемой как можно чаще, это даёт вам много возможностей сконвертить лидов в ваш продукт // тут вспоминаем архетипичный кейс с приложением-маркетплейсом эвакуаторов

У вашей проблемы быть ХОТЯ БЫ ОДНА из этих свойств проблемы. Чем больше свойств, тем лучше.

Прим. Ивана: По этой лекции сделали калькулятор в Google Sheets, в котором вы можете занести чиселки по каждой из свойств проблемы, которую решает ваш продукт и увидеть насколько важна для людей ваша проблема.

Идеальная проблема

  1. Есть более чем у 1 миллиона человек
  2. Количество людей с этой проблемой растёт на 20% год к году
  3. Total Adressable Market измеряется миллиардами долларов
  4. В этой индустрии изменился закон
  5. Люди должны справляться с этой проблемой много раз в день

Решение

Ради бога, не начинайте с решения! Начните с проблемы! У нас в YC есть термин для таких стартапов: SISP—Solution In Search of a Problem. Очень часто основатели берут какую-то технологию (например, блокчейн) и пытаются её куда-то применить. Это супер-неэффективный способ создать быстро растущий стартап, так как вы потратите оочень много времени на поиск проблемы и потом скорректировать ваш продукт под эту проблему.

Инсайт/Нечестное преимущество

У вашего стартапа должно быть нечестное преимущество и оно должно объяснять как вы быстро вырастите. И у вас должно быть хотя бы одно такое нечестное преимущество.

Нечестные преимущества:

  1. Основатели—являетесь ли вы супер-экспертами в теме, в которой вы собираетесь сделать продукт. Если у вас есть докторская степень, исследования и патент в биотехнологиях И вы делаете про это стартап, поздравляем, у вас есть нечестное преимущество
  2. Рынок—растёт ли рынок на 20% год к году. Если это единственное ваше нечестное преимущество, вам нужно искать ещё одно нечестное преимущество, так как на этом рынке вы будете рубиться не одни
  3. Продукт—является ли ваш продукт лучше конкурентов в 10 раз? Реагируют ли ваши клиенты «Боже, офигеть, какой крутой продукт, он в 10 раз лучше других продуктов!!!», поздравляем, у вас нечестное преимущество в продукте
  4. Бесплатное привлечение—если вы расчитываете только на платное привлечение, инвесторы дисконтируют такие стартапы, так как через некоторое время в платные каналы придут конкуренты и вам придётся несладко. Пытайтесь с самого первого дня решить задачку «Как мы можем получать клиентов бесплатно». Если вы вообще не понимаете как это делать, про это будет отдельная лекция в YC Startup School
  5. Монополия—Когда ваша компания будет расти, сможете ли вы становиться всё сильнее на рынке и вас будет тяжелее выбить из рынка благодаря сетевым эффектам или другим защитным механизмам

И ещё два фактора на которые я обращаю внимание

  • Может ли команда построить продукт?—я не очень много внимания уделяю этому фактору
  • Умеете ли вы продавать? Умеете ли вы рассказывать истории—это очень важный фактор, на который я обращаю пристальное внимание

Примеры

YCombinator

Wufoo