Принципы процессов продакта:
- Customer Obsession
- Jobs To Be Done
- Я создаю знание через проверку гипотез [вы находитесь здесь]
- Я создаю знание максимально эффективно при доступных ресурсах
- Вношу критически важные изменения на самых ранних этапах
- Я транслирую это знание в команду и руководителей
Механики процессов продакта:
- Выбор метрики для фокуса на ближайший квартал
- Как придумывать, челленджить с самим собой и описывать гипотезы
- Челлендж гипотез с коллегами
- Working Backwards by Amazon
- Беклог гипотез Job Stories/JTBD-сценариев, а не фич
Как создаётся знание во вселенной
Дэвид Дойч, физик и евангелист теории множественных вселенных [1] написал книгу «Начало Бесконечности» [я писал рецензию на неё [2] и размышлял как этот тезис применить в жизни [3]], в которой он в том числе ищет ответ на вопрос: «Как во вселенной создаётся знание?». И если взять за объекты, которые создают знания—человека или процесс эволюции, то Дэвид пришёл к тому, что всё знание во вселенной создаётся через один процесс:
- Выдвигается гипотеза
- Проводится эксперимент
- Собирается обратная связь от коллег, анализируется результат эксперимента
- Гипотеза или убивается, или требует корректировки и повторного цикла, или подтверждается.
Когда мы делаем продукт, мы создаём знание о том:
- Каким должен быть продукт
- На какой сегмент аудитории должен быть нацелен наш продукт
- Как его дистрибуцировать
- Так, чтобы клиент купил, а компания получила прибыль
Мы постоянно теряем фокус с проверки гипотез и создания знания
Один из важнейших навыков продакта—уметь фокусировать себя и свою команду на том, что нужно делать.
Очень легко закопаться в аналитику, дизайн, интервью с клиентами, проектирование огромной фичи, бегая со встречи на встречу и жонглируя требовательными стейкхолдерами. Но когда оглядываешься на квартал/год назад, видишь, что зарелизил полторы фичи, ни одна не приносит деньги, а ещё хуже—сжигает их усложнением кодовой базы и поддержкой бесконечных миноров и нормалов.
Итого: если не фокусироваться на системности и количестве создаваемого знания за единицу времени [квартал, месяц, неделя], рутина и миллионы отвлечений отожрут внимание. Ставим одним из Key Result для максимума Objectives—N проверенных гипотез за квартал.
Ожидания у клиентов очень быстро растут:
- растёт общий уровень продуктов, с которыми клиенты взаимодействуют
- 10 лет назад [в России] все носили бумажники и расплачивались наличными деньгами, 5 лет назад бумажники стали тоньше и все расплачивались карточками, сейчас многие перестают носить бумажники, так как в большинстве мест можно расплатиться с Apple Pay/Google Pay
- когда Apple и Google выпускают новые версии операционных систем и когда производители телефонов обновляют линейки продуктов, огромное количество людей, получают доступ к чуть более качественным приложениям, более естественным интерфейсам
- огромное количество сервисов рубятся за то, чтобы дать клиенту чуть кайфовее опыт—за меньшее количество действий, чуть дешевле, чуть кайфовее, чуть статуснее. В итоге, в штатах Amazon приучил к паттерну “кликнул—завтра у порога, а иногда и сегодня же вечером”, а в России магазины продуктов видят угрозу в сервисах доставки, так как ускорение доставки, dark kitchens [Кухня на Районе, Варламов Есть] позволяют за 15 минут получить вкусное и горячее по адекватной цене.
- Пока ты спишь, конкурент качается
- причём, часто конкуренция прилетает оттуда, откуда не ждёшь, так как сложные системы приводят часто к неожиданным [как минимум, наблюдая со стороны] последствиям второго и третьего порядков [4]:
- медиа-издатели, владевшие телекомпаниями, радиостанциями и франшизами, теряют маржу, так как рекламодатели теперь покупают рекламу у фейсбука и гугла [YouTube], а медиа-издатели являются лишь одним из поставщиком контента на платформах фейсбука и гугла.
- автопроизводители могут в ближайшие 10-20 лет потерять статус «производим машины и продаём их конечным клиентам» и превратиться в значительно менее маржинальных OEM-поставщиков железок для Waymo, Tesla, Uber’а, так как сценарий «открыть приложение и вызвать машину за $7» в пух и прах разбивает дорогое, геморройное и нервное владение собственным автомобилем
Итого: это приводит к тому, что одним из фокусов продакта и всей команды должна быть количество создаваемого знания за единицу времени => количество проверяемых гипотез. Расслабиться и проверять одну гипотезу в квартал не получится—компании, в которых команды, проверяют 20 гипотез за квартал неизбежно обойдут вас.
- причём, часто конкуренция прилетает оттуда, откуда не ждёшь, так как сложные системы приводят часто к неожиданным [как минимум, наблюдая со стороны] последствиям второго и третьего порядков [4]:
Из знаний, которые создаёт каждый член компании создаётся совокупное знание про то, какой должна быть компания, процессы, продукт
С этим знанием можно работать двумя способами:
- Имплементировать в виде новой фичи, маркетинговой кампании, макета, письма, операционного процесса.
- Транслировать знание внутри компании так, чтобы бóльше людей в компании получило это знание, если оно им релевантно, и руководители видели сквозные большие паттерны и исходя из этого корректировали вижн и цели компании.
Итого
- Чтобы не терять фокус, ставим одним из главных Key Results для максимума Objectives для каждого продакта—N гипотез проверено за квартал. // позже, для разных стадий продукта и компетенций продактов/руководителей распишу на проверке каких гипотезах имеет смысл фокусироваться
- Встраиваем в процессы синхронизации с руководителями/стейкхолдерами процесс трансфера созданных знаний вплоть до CPO/CEO
Материалы
1 — Дэвид Дойч в Википедии
2 — Рецензия на Начало бесконечности by Замесин Иван в Zamesin.me
3 — Стратегии жизни, выведенные из общего принципа создания знаний by Замесин Иван в Zamesin.me
4 — Second Order Thinking in Farnam Street