Принципы процессов продакта:

Механики процессов продакта:

  • Выбор метрики для фокуса на ближайший квартал
  • Как придумывать, челленджить с самим собой и описывать гипотезы
  • Челлендж гипотез с коллегами
  • Working Backwards by Amazon
  • Беклог гипотез Job Stories/JTBD-сценариев, а не фич

Как создаётся знание во вселенной

Дэвид Дойч, физик и евангелист теории множественных вселенных [1] написал книгу «Начало Бесконечности» [я писал рецензию на неё [2] и размышлял как этот тезис применить в жизни [3]], в которой он в том числе ищет ответ на вопрос: «Как во вселенной создаётся знание?». И если взять за объекты, которые создают знания—человека или процесс эволюции, то Дэвид пришёл к тому, что всё знание во вселенной создаётся через один процесс:

  1. Выдвигается гипотеза
  2. Проводится эксперимент
  3. Собирается обратная связь от коллег, анализируется результат эксперимента
  4. Гипотеза или убивается, или требует корректировки и повторного цикла, или подтверждается.

Когда мы делаем продукт, мы создаём знание о том:

  1. Каким должен быть продукт
  2. На какой сегмент аудитории должен быть нацелен наш продукт
  3. Как его дистрибуцировать
  4. Так, чтобы клиент купил, а компания получила прибыль

Мы постоянно теряем фокус с проверки гипотез и создания знания

Один из важнейших навыков продакта—уметь фокусировать себя и свою команду на том, что нужно делать.

Очень легко закопаться в аналитику, дизайн, интервью с клиентами, проектирование огромной фичи, бегая со встречи на встречу и жонглируя требовательными стейкхолдерами. Но когда оглядываешься на квартал/год назад, видишь, что зарелизил полторы фичи, ни одна не приносит деньги, а ещё хуже—сжигает их усложнением кодовой базы и поддержкой бесконечных миноров и нормалов.

Итого: если не фокусироваться на системности и количестве создаваемого знания за единицу времени [квартал, месяц, неделя], рутина и миллионы отвлечений отожрут внимание. Ставим одним из Key Result для максимума Objectives—N проверенных гипотез за квартал.

Ожидания у клиентов очень быстро растут:

  1. растёт общий уровень продуктов, с которыми клиенты взаимодействуют
    • 10 лет назад [в России] все носили бумажники и расплачивались наличными деньгами, 5 лет назад бумажники стали тоньше и все расплачивались карточками, сейчас многие перестают носить бумажники, так как в большинстве мест можно расплатиться с Apple Pay/Google Pay
    • когда Apple и Google выпускают новые версии операционных систем и когда производители телефонов обновляют линейки продуктов, огромное количество людей, получают доступ к чуть более качественным приложениям, более естественным интерфейсам
    • огромное количество сервисов рубятся за то, чтобы дать клиенту чуть кайфовее опыт—за меньшее количество действий, чуть дешевле, чуть кайфовее, чуть статуснее. В итоге, в штатах Amazon приучил к паттерну “кликнул—завтра у порога, а иногда и сегодня же вечером”, а в России магазины продуктов видят угрозу в сервисах доставки, так как ускорение доставки, dark kitchens [Кухня на Районе, Варламов Есть] позволяют за 15 минут получить вкусное и горячее по адекватной цене.
  2. Пока ты спишь, конкурент качается
    • причём, часто конкуренция прилетает оттуда, откуда не ждёшь, так как сложные системы приводят часто к неожиданным [как минимум, наблюдая со стороны] последствиям второго и третьего порядков [4]:
      • медиа-издатели, владевшие телекомпаниями, радиостанциями и франшизами, теряют маржу, так как рекламодатели теперь покупают рекламу у фейсбука и гугла [YouTube], а медиа-издатели являются лишь одним из поставщиком контента на платформах фейсбука и гугла.
      • автопроизводители могут в ближайшие 10-20 лет потерять статус «производим машины и продаём их конечным клиентам» и превратиться в значительно менее маржинальных OEM-поставщиков железок для Waymo, Tesla, Uber’а, так как сценарий «открыть приложение и вызвать машину за $7» в пух и прах разбивает дорогое, геморройное и нервное владение собственным автомобилем
        Итого: это приводит к тому, что одним из фокусов продакта и всей команды должна быть количество создаваемого знания за единицу времени => количество проверяемых гипотез. Расслабиться и проверять одну гипотезу в квартал не получится—компании, в которых команды, проверяют 20 гипотез за квартал неизбежно обойдут вас.

Из знаний, которые создаёт каждый член компании создаётся совокупное знание про то, какой должна быть компания, процессы, продукт

С этим знанием можно работать двумя способами:

  1. Имплементировать в виде новой фичи, маркетинговой кампании, макета, письма, операционного процесса.
  2. Транслировать знание внутри компании так, чтобы бóльше людей в компании получило это знание, если оно им релевантно, и руководители видели сквозные большие паттерны и исходя из этого корректировали вижн и цели компании.

Итого

  1. Чтобы не терять фокус, ставим одним из главных Key Results для максимума Objectives для каждого продакта—N гипотез проверено за квартал. // позже, для разных стадий продукта и компетенций продактов/руководителей распишу на проверке каких гипотезах имеет смысл фокусироваться
  2. Встраиваем в процессы синхронизации с руководителями/стейкхолдерами процесс трансфера созданных знаний вплоть до CPO/CEO

Материалы
1 — Дэвид Дойч в Википедии
2 — Рецензия на Начало бесконечности by Замесин Иван в Zamesin.me
3 — Стратегии жизни, выведенные из общего принципа создания знаний by Замесин Иван в Zamesin.me
4 — Second Order Thinking in Farnam Street